Осенью, пока не похолодало, эту бабушку я и прежде видел на берегу в разных местах. Она не спеша бродила, что-то высматривала под ногами, палкой раздвигая травку. В очередной раз, когда я пошел на реку просто посидеть на берегу, отдохнуть, она поравнялась со мной. Полюбопытствовал. Оказалось, разыскивает разные полезные травки, в первую очередь валериану. Сразу вспомнил своего кота, каким он дурнем становится, когда валерьянку чует. Если просто капнуть, вылижет до молекулы. Ну а с коробочкой, в которой хранится какой-то успокаивающий сбор с изрядной долей валерианы, вытворяет такое, что хоть стой, хоть падай. Не зря растение называют кошачьей травой. Хотя почему кошки без ума от валерьянки, до сих пор не выяснено. Рассказывают, что и дикие кошки к ней неравнодушны. Но голову, как васьки и мурки, при этом не теряют. Во всяком случае наши: когда в заповедных тверских лесах изучали жизнь рыси и пытались ловить этих великолепных кошек на валерьянку, ничего из этого не вышло: на запах к ловушке звери приходили, но внутрь не шли. А дикая трава их, вероятно, и вовсе не интересует, иначе давно бы выкопали ее до последнего корешка.
Вспомнил и душевный рассказ «Аптекарь» в одном из первых альманахов «Рыболов-спортсмен» о рыбаке, который выделялся в рыбацком племени «глубокомыслием, рыбацким костюмом и невезением» и любил экспериментировать с пахучими прикормками. Когда дело дошло до валерьянки, окрестные коты собрались на берегу и… помогли ничего не поймавшему рыбаку сохранить престиж. Валериана лекарственная - так по-научному называется эта известная трава -действительно часто растет по берегам рек и вообще водоемов, поскольку любит влагу. Растет она и на заболоченных лесных полянах и опушках, по окраинам болот, в низинах, поймах и на сырых лугах. Встречается почти повсеместно, исключая, конечно, экстремальные севера и пустыни. Если растет в благоприятных условиях - у реки, на лугу, то в период цветения высотой бывает до полутора метров, на суходоле - и до метра редко вырастает. Название «валериана» по одной из версий произошло от латинского valere -«быть сильным, здоровым». Для лекарственного растения название самое подходящее. Об успокаивающем действии валерианы на очень нервную систему человека было известно еще в Древней Греции. Диоскорид считал ее средством, способным управлять мыслями. Плиний Старший - возбуждать мысль. В средние века о ней писали как о лекарстве, несущем благодушие, согласие и спокойствие, отдавали должное и ее ароматическим свойствам. Отсюда и еще одно название - лесной ладан. Вообще названий не перечесть, что прямо указывает на давнее внимание людей к этому растению.
В России промышленный сбор валерианы начался еще при Петре I. В 18 веке валериана как лекарство использовалось по всей Европе. Потом начали выращивать на грядках. Тут были свои коллизии. В Германии признавали полноценными корневища только культурных растений. Дикие якобы не так пахучи, меньше содержат целебных эфирных масел, да и настои из них получались темными, некачественными. Французы, наоборот, считали полноценными только дикоросы и растения с грядок использовать для лечения запрещали. Потом разобрались: корневища, собранные в природе, оттого оказывались некачественными, что их неумело сушили. Но от возделывания валерианы отказаться уже нельзя было, так как в природе ее запасы здорово подорвали, а кое-где растение попросту истребили. У нас собирали до 300 тонн корневищ валерианы. А позже изовалериановую кислоту синтезировали - и с одним из главных компонентов валидола проблем уже не было.
Самое замечательное в лекарственной валериане - это ее запах. Пожалуй, никакое другое растение не напоминает нам так сильно о лекарствах и аптеке. Полый ребристый стебель с несколькими парами довольно крупных рассеченных листьев заканчивается соцветием из множества мелких розоватых цветков, полных меда и с пряным запахом. Но запах этот другой не валериановых капель. Ими пахнет само растение, особенно корни и корневища. После цветения венчики цветов валерианы опадают, и образуется плод-семянка в форме капельки. Он снабжен десятью перистыми щетинками. В сухую погоду эти щетинки распрямляются, образуя парашют. Подует ветерок - семена разлетятся. Они жизнестойкие и прекрасно всходят. Поэтому, например, в ботанических садах это растение считается злостным сорняком. Прекрасно размножается и корневищами. Перистыми листьями и щитками мелких цветков валериана немного похожа на зонтичные травы. Но отличить их легко: у валерианы листья супротивные, а у зонтичных очередные. Различаются, понятно, и по запаху. Путать их никак нельзя, так как из растущих на берегу трав встречаются такие зонтичные растения, как вех ядовитый, или, по-латыни, цикута. Ею можно и отравиться. А это уже совсем другая аптека.
Рыбак Рыбака