На днях (20 августа) правительство утвердило перечень орудий добычи водных биоресурсов, запрещенных к ввозу на территорию России. Специальное такое постановление подписал В.В. Путин.
Браконьеры плачут и рыдают, рыбинспекция торжествует, СМИ полны радостных возгласов чиновников разных уровней, которые видят в этом событии залог скорого полнейшего искоренения браконьерства. А я, честно говоря, недоумеваю: они – кто сильно радуется по поводу запрета – реально не понимают ситуации, или думают, что мы ничего не понимаем? В общем виде запрет на ввоз в Россию сетей и электроудочек был введен еще в начале года в специальных поправках к закону о рыболовстве, и вот теперь, наконец, у таможенников появился документ, в котором четко указано, какие именно виды сетематериалов, а также «электроловильных устройств», не должны быть пропущены на нашу территорию.
Одним словом, китайским сетям поставлен надежный заслон. «Это большое дело и огромное подспорье для рыбоохранных органов России в борьбе с браконьерством». – уверен глава Росрыболовства Андрей КРАЙНИЙ.
И правда, «большое дело» и «огромное подспорье». Вопрос, для кого?
Послушать наших чиновников, так может сложиться впечатление, что своих собственных сетей в России не производится, и браконьерам теперь просто нечем будет ловить рыбу. Но так ли это?
На самом деле совсем не так. В 1980–90 гг. у нас производилось в год порядка 28–30 тысяч тонн разной сетевой продукции. Например, различных делей – 18–20 тыс. тонн, готовых – посаженных – сетей – 300-350 тыс. штук. Много это или мало? Много: этого вполне хватало на всю рыбодобывающую отрасль, которая по величине уловов как раз в 80-е гг. была на пике своей эффективности.
Потом случилась перестройка, либерализация торговли, и к нам широким потоком хлынули дешевые сети из-за границы, в основном из Китая и Финляндии. По данным Таможенного Комитета РФ только за 3 года, с 2001 по 2003, в Россию официально ввезли 15756 тонн одних только посаженных рыболовных сетей.
Отечественные производители конкуренции не выдержали. Наши сети были, может, и хорошие, но слишком дорогие. Ни промысловики, ни браконьеры покупать их не хотели: с 1990 по 2005 год падение российского производства сетематериалов составило порядка 60% (оценка экспертов из Росрыболовства).
В этих условиях надо было переходить на более эффективные технологии и закупать современные линии для производства полиэтиленовых и полипропиленовых волокон. Что и было сделано. Сегодня на наиболее крупных наших сетных фабриках (например, в Коломне, в Решетихе, в Тюмени) стоят корейские и итальянские линии, которые могут производить по 900 и даже 3000 тонн полиэтиленовой нити в год. Работники Росрыболовства, с которыми мне доводилось говорить на эту тему, в том числе и достаточно высокопоставленные, уверены, что запрет на ввоз сетей из-за рубежа ни в коей мере не отразится на отечественном промысловом рыболовстве, поскольку российские предприятия способны полностью обеспечить его потребности.
Короче говоря, потенциал для противостояния сетному импорту имеется. Не хватало, только одного – государственной поддержки. Вот теперь и она на лицо. Причем, как водится, радикальная: не какие-нибудь там ввозные пошлины, как с автомобилями, а полный запрет.
Порадуемся же за отечественных сетепроизводителей – теперь у них дело пойдет. Один только вопрос: зачем вся эта клоунада? Что якобы запрет на ввоз сетей введен с целью борьбы с браконьерством? Неужели кто-то сомневается, что отечественные производители легко удовлетворят спрос не только легальных промысловиков, но и нелегальных?
Другое дело, если бы запрет на ввоз сетей был бы введен одновременно с запретом и на их свободную продажу. Например, в виде какой-то формы лицензирования. Заключил, скажем, договор о пользовании рыбопромысловым участком, получил квоту на вылов рыбы – получи и бумагу, по которой тебе в магазине сети продадут. А нет такой бумаги – не будет тебе и сетей. Вариантов много. Но этого почему-то не произошло, несмотря на бесчисленные обращения к властям со стороны не только рыболовов (в самых разных регионах), но и специалистов рыбного хозяйства. Спрашивается, почему?
Наверное, у чиновников есть ответ, но мы-то его не знаем. А так, со стороны, только одно в голову приходит: ограничивать торговлю сетями не стали, чтобы не снижать объемы продаж и, соответственно, прибыли сетепроизводителей.
Но тогда уж совсем некрасиво получается. Очень получается похоже, как если бы все это было с самого начала пролоббировано производителями сетей. А на рыбу и жуткие цифры по браконьерству при этом наплевали. Вот ведь как получается.
А напоследок мой совет браконьерам: не плачьте по китайским сетям – наших, отечественных на вашу долю хватит! Так что, утрите слезы и продолжайте спокойно работать.
Алексей Цессарский
Блог А.Цессарского