(продолжение эфира) А.ОНОШКО: Нам пишут с номера, который оканчивается на 41: «Рыбаки Мурманского тралового флота поздравляют с Новым годом». Я так понимаю, и вас, и всех.
А.КРАЙНИЙ: Спасибо огромное за поздравление. Я хотел бы тоже, пользуясь случаем, передать и рыбакам МТФ поздравление с Новым годом, и директору их Николаю Карлину, и всем рыбакам не только северного бассейна, но и дальневосточникам, и южанам, всем-всем-всем.
А.ОНОШКО: Давайте немножко я вас развлеку, и потом перейдем к наисерьезнейшим вопросам наших слушателей. Японским ученым удалось вывести неядовитую разновидность рыбы фугу. Вы знали об этом, видели эту новость?
А.КРАЙНИЙ: Да. Я даже рыбу эту пробовал.
А.ОНОШКО: Которая неядовитая?
А.КРАЙНИЙ: Которая ядовитая.
А.ОНОШКО: А вы видели неядовитую? Знаете, почему она ядовитая?
А.КРАЙНИЙ: Почему она ядовитая, знаю. А как они вывели неядовитую, не знаю.
А.ОНОШКО: А почему ядовитая?
А.КРАЙНИЙ: Есть у нее в желудке ядовитый пузырь, который, если лопнет, то все внутренности станут ядовитыми. Кстати сказать, рыба абсолютно обыкновенная на вкус. Не минтай, конечно, но морская рыба обычная. Это и грело всех людей, которые пробовали фугу. Там же есть повара, у которых есть лицензия специальная, не все могут работать. Вы едите и думаете: раздавил повар этот пузырь ядовитый или не раздавил. У вас адреналин появляется в крови. А когда неядовитая… ну, и рыба.
А.ОНОШКО: Я сейчас объясню. Ученые предположили, что фугу вырабатывает яд не самостоятельно, а получает его, поедая морских звезд и ракушечников. Соответственно, если ей не давать ядовитой пищи, то она для человека совершенно безвредна. И с 2001-го начали этот эксперимент, пять тысяч особей, все, вывели действительно без всякого яда. Но, вопреки ожиданиям ихтиологов, владельцы японских ресторанов и повара не выразили радость.
А.КРАЙНИЙ: Совершенно справедливо.
А.ОНОШКО: И я по поводу японских ресторанов очень коротко хотела вас спросить. Там очень много разновидностей различных суши, сашими. И рыба, тунец, кальмары – и все это как будто сырое. Вы бываете в японских ресторанах. Нравится вам это? Солененькая.
А.КРАЙНИЙ: Бываю. Во-первых, она разная. Соли там нет, там соевый соус только и васаби.
А.ОНОШКО: Но у нас присаливают, согласитесь.
А.КРАЙНИЙ: Да. Вы знаете, штука довольно опасная. Надо ходить в те рестораны, в которых вы уверены.
А.ОНОШКО: Как можно увериться в каком-нибудь ресторане? Есть очень много сетевых. Я понимаю, что есть какие-то элитные…
А.КРАЙНИЙ: Я вам могу одно сказать: не может быть свежей рыбы дешевой, тем более экзотической, которую везут самолетом. Не получается экономически.
А.ОНОШКО: А когда одна штучка суши стоит 45 рублей, это же не дешево?
А.КРАЙНИЙ: Это не дешево.
А.ОНОШКО: А как тогда понять? Не самолетом же они везут. Вы-то знаете, откуда?
А.КРАЙНИЙ: Я бы так на вашем месте не горячился. Везут и самолетом. У нас, например, могу сказать уверенно, два рейса в неделю летит из Сахалина. И везут самолетом…
А.ОНОШКО: Не пассажирским, а таким…
А.КРАЙНИЙ: Нет, специальным. Специальная упаковка, можно в течение трех суток перевозить свежую рыбу, свежие ракушки, много чего. Так возят устрицы сахалинские, огромные, самые большие в мире, наверное. Самолеты летают и из Франции. Устрицы возят самолетами французские.
А.ОНОШКО: А сетевые рестораны пользуются?
А.КРАЙНИЙ: Я думаю, что нет. Мне трудно судить, у меня нет информации никакой. Все-таки эта штука очень эксклюзивная.
А.ОНОШКО: А дома взять, купить, разморозить?
А.КРАЙНИЙ: Нет. Я бы не стал расшифровывать, но в эфире употреблю одно ученое слово. Есть в рыбе гельминты и все-таки нужна термическая обработка. Дальше что хотите – жарьте, парьте, варите.
А.ОНОШКО: В японских ресторанах сетевых тоже вы бы предпочли брать приготовленную?
А.КРАЙНИЙ: Я бы не рисковал.
А.ОНОШКО: Понятно, спасибо. Давайте вопрос от слушателя. Какой-то мрачноватый нам Дмитрий из Ростова-на-Дону задал вопрос «Когда государственные инспектора я думаю, что это выдает в нем профессионала – мы говорим «инспекторы») органов рыбоохраны будут получать табельное огнестрельное оружие при выходе на охрану водных биоресурсов?».
А.КРАЙНИЙ: С 2010 года наши инспектора будут вооружаться гладкоствольным оружием. Оно огнестрельное, но гладкоствольное.
А.ОНОШКО: А что это значит?
А.КРАЙНИЙ: Гладкоствольное обладает меньшей дальностью выстрела, меньшей убойной силой, извините, и рассеивание больше. То есть оружие нарезное, как автомат Калашникова, допустим, или винтовки снайперские, они более точные, более сильные, более убийственное оружие, словом. Так вот, разговор об огнестрельном нарезном оружии идет, пока точка не поставлена в этом разговоре. А гладкоствольное оружие будет. И Дмитрий прав. Вопрос, может, и мрачноватый. Но дело в том, что есть такие участки на карте родины, где наши инспекторы встречаются один на один с браконьерами, и в округе на 50, на 100 километров нет никого больше. И когда инспектор, вооруженный только добрым словом и удостоверением, пытается задержать браконьера, последствия могут быть разными. Мы в этом году, у нас есть такой печальный итог, мы потеряли трех инспекторов. У нас три человека погибли просто. Поэтому оружие в 2010 году будет.
А.ОНОШКО: Их убили? А как? Сталкивают в воду, застреливают?
А.КРАЙНИЙ: Если бы я находился там рядом, я бы сказал. Они утонули. Но в разных местах. Места достаточно дикие. Поэтому сказать, что он оступился… люди абсолютно трезвые были, находились на службе, при исполнении обязанностей, опытные специалисты, не первый год на воде. Поэтому сомнительно, чтобы он там оступился, упал, и так три раза подряд.
А.ОНОШКО: А сколько вообще всего…
А.КРАЙНИЙ: Сколько человек занимается охраной? Три тысячи.
А.ОНОШКО: На всю Россию три тысячи человек. Этого, вы считаете, достаточно?
А.КРАЙНИЙ: Нет. Достаточно 4,5. Все рассчитано уже. Понимаете, 4,5 тысячи было в СССР. На территории нынешней Российской Федерации работали 4,5 тысячи инспекторов. Но мы сейчас начинаем использовать технические средства для охраны. Скажем, мы в этом году запустили беспилотные летательные аппараты. Они себя очень проявили на верхней Волге. Сейчас начнут работать на нижней Волге, в Астраханской области. А летом 2010 года будут работать на Камчатке.
А.ОНОШКО: Нашего производства?
А.КРАЙНИЙ: Совместного производства. В основном, это РОКБ «Иркут».
А.ОНОШКО: Андрей Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству у нас в студии. Продолжим после информационного выпуска.
А.ОНОШКО: Андрей Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству. Переходим к вашим вопросам. Еще один вопрос с сайта: «Это правда, что в процессе бестаможенного ввоза и незаконной реализации рыбной продукции участвуют базы ВМФ?».
А.КРАЙНИЙ: Первый раз слышу. Это неправда. ВМФ здесь абсолютно ни при чем.
А.ОНОШКО: Дальше продолжим. Тут два похожих вопроса «Как производится контроль за объемом добытой икры? Ведь в Москве контрафактная икра продается на каждом рынке. К примеру, черная икра продается по 26 тысяч рублей». Я считаю, вы ответили уже на этот вопрос.
А.КРАЙНИЙ: Я ответил. Но единственное хочу сказать: когда мы говорим о браконьерстве, говорить о том, какой ведется учет. Какой может вестись учет, если это браконьерство? Есть цифры, они в основном расчетные такие, предположительные. Если бы мы знали точно, сколько добывается нелегальной икры черной, наверное, могли бы сказать, сколько браконьеров участвует в этом деле, где они живут и как с ними бороться.
А.ОНОШКО: Дальше, видимо, не слышавший предыдущих эфиров, с одним и тем же вопросом, Михаил обращается. «Почему при таком улове цена на рыбу не снизилась?» и второй вопрос сразу «До сих пор в московских сетевых магазинах после вашего посещения не было замечено снижения цен на рыбную продукцию. Напротив, цены растут».
А.КРАЙНИЙ: Спасибо за вопрос. Прежде всего, кое-что меняется. Например, одна из федеральных сетей совсем недавно проводила акцию «Рыба за полцены». Во-вторых, эта же сеть завезла в столицу несколько сотен тонн горбуши, и она продавалась по цене, если память не изменяет, 69 рублей за килограмм. В Подмосковье проходила акция, и до сих пор еще в некоторых городах проходит «Операция «Горбуша» - 57 рублей за килограмм. Это цена, по-моему, которая удовлетворить любого человека: бабушку-пенсионерку или представителя среднего класса. Просто очень дешево действительно. Кое-что есть, какие-то подвижки. Одно могу сказать еще и еще раз: до тех пор, пока мы не создадим систему альтернативной торговли, безусловно, все наши усилия зачастую будут пропадать втуне, потому что федеральным сетевым ритейлерам не очень выгодно.
А.ОНОШКО: Да, вы рассказывали. Кстати, мы с вами беседовали, если не ошибаюсь, в сентябре, и про магазин «Океан» вы говорили. Сейчас опять нас спрашивают: «Магазин «Океан» в Москве – это реальность или при существующей московской власти это всего лишь мечта?».
А.КРАЙНИЙ: Очень хороший вопрос. Мы открыли первый магазин «Океан» в Санкт-Петербурге. Сегодня я подписал письмо нескольким главам городов Подмосковье. Есть понимание того, где мы откроем магазины в Подмосковье. С Москвой, знаете, у меня крепкий лоб, но я боюсь, что могу его расшибить об эту бетонную стену московского правительства. У нас получается разговор заочный с господином Малышковым. Я говорю «дайте помещение», он мне через прессу отвечает «помещение дадим». Ну и, помните, как Остап Бендер, когда два сына лейтенанта Шмидта встретились в одном кабинете, и Остапа спросили «А что же ты не писал?» - «А я писал», - радостно сказал Остап и даже помахал какими-то бумажками. То же самое у нас происходит с господином Малышковым. Я говорю «дайте помещение». «Да у нас помещений сколько угодно», - отвечает он мне через прессу. Но при этом при всем ни одного адреса за последние 3-4 месяца он мне так и не назвал.
А.ОНОШКО: Еще короткий вопрос «А можно ли верить информации, что рыбный рынок контролирует Шойгу?».
А.КРАЙНИЙ: Это глупость. Мы можем назвать любую фамилию из правительства «а правда ли?». Нет, неправда.
А.ОНОШКО: 788-107-0 – прямой эфир. Пожалуйста, Андрею Крайнему задавайте ваши вопросы. Алло, здравствуйте.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я помню вашу передачу в сентябре. И говорилось, что будет открыта палатка типа «Океан» в районе ВДНХ. Но что-то этого нет.
А.КРАЙНИЙ: Это все к моему предыдущему ответу. У нас, у представителей бизнеса рыбного, готовы несколько десятков этих палаток. Они уже есть в натуре, сделаны. И разговор с правительством Москвы такой: «завтра, послезавтра мы вам дадим разрешение». То есть когда мы поняли, что выбить помещение под магазины в Москве представляется нереальным практически, и правительство Москвы не заинтересовано в том, чтобы были магазины, где рыба будет продаваться по социально ориентированным доступным ценам, мы сказали: хорошо, мы делаем палатки, такие тоннары, нам не надо ни подключения к воде, ни подключения к электричеству, это все будет автономно. Дайте в аренду четыре метра асфальта. Пока кормят завтраками.
А.ОНОШКО: Прямо зла никакого не хватает, как говорили…
А.КРАЙНИЙ: У меня такое ощущение возникает, что моховик в московском правительстве вращается гораздо медленнее, чем в правительстве Российской Федерации. Мне это непонятно.
А.ОНОШКО: 788-107-0 – телефон прямого эфира. Ваши вопросы Андрею Крайнему. Алло, здравствуйте.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я хочу такой вопрос задать. К кому конкретно в вашем комитете обращаться по вопросу открытия магазина и перевозок рефрижераторных?
А.КРАЙНИЙ: У нас есть департамент экономики. Возглавляет его Николай Витальевич Кругликов. Надо обращаться к нему. Можно обратиться также к заместителю руководителя Росрыболовства, то есть к моему заместителю - Виктор Викторович Рисованный. Есть сайт www.fishcom.ru, все телефоны на этом сайте есть. К слову сказать, я всем, кто интересуется рыбой, не от передачи к передаче, а постоянно, советую на этот сайт заходить. И информация оперативная, и телефоны. Знаете, возвращаясь, вот никак не могу успокоиться, к магазинам «Океан», потому что для меня это такой значимый проект. К сожалению, я боюсь, что первый магазин «Океан», если говорить о столицах, мы откроем не в Москве, а заграницей. Он там будет называться Ocean, в зависимости от того, где откроется первый – в Берлине или в Лондоне, может быть Париж. Но я с большим удовольствием хочу пригласить туда правительство Москвы на открытие этого магазина.
А.ОНОШКО: А нас тоже, пожалуйста, пригласите.
А.КРАЙНИЙ: С удовольствием.
А.ОНОШКО: 788-107-0. Вопросы Андрею Крайнему. Алло, здравствуйте.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Хотел бы передать привет…
А.ОНОШКО: Извините, мы сейчас не можем. 788-107-0. Последний звонок примем. Алло, здравствуйте.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Эдуард. Магазин «Океан» в городе Таганроге, аж два их.
А.КРАЙНИЙ: Спасибо. Ну, это не было, в общем, вопросе. Скорее, утверждение. Там уже не два магазина «Океан», а больше, в Таганроге. И, к слову сказать, еще и еще раз доказываем на примерах, представители нашего бизнеса, что в магазине «Океан» цена на 30-40 процентов дешевле на рыбу, чем в сетевых магазинах.
А.ОНОШКО: Это был руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. Спасибо вам. Ждем вас в наших эфирах.
rusnovosti.ru