В Воронеже стоит аномальная жара, и на городских пляжах и водоемах сейчас царит настоящий ажиотаж. Люди загорают, купаются, а в это время на воде их может подстерегать реальная опасность — на бешеной скорости волны то и дело рассекают катера, гидроциклы и моторные лодки. «ГАИ на воде»
Что и говорить, с началом летнего периода у областного отделения ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам) работы явно прибавилось. И это неудивительно, ведь с каждым годом владельцев небольшого водного транспорта в столице Черноземья становится все больше и больше. Сейчас в области официально зарегистрировано более 10 тысяч маломерных судов. А сколько еще пылится в гаражах и ангарах безо всяких документов?
Кстати, к маломерным судам относятся самоходные катера и лодки, водные мотоциклы, байдарки грузоподъемностью более 150 килограммов, надувные лодки массой свыше 225 килограммов, а также гребные лодки массой 100 килограммов. По правилам безопасности владелец таких плавсредств, выходя на реку, обязан иметь с собой судовой билет, документы на двигатель и права на управление судном. Лодка должна быть укомплектована спасательными жилетами по количеству пассажиров и аптечкой, на бортах — нанесены регистрационные номера. Только правила эти, по словам сотрудников ГИМС, нарушает каждый второй любитель активного отдыха на воде.
И к сожалению, отсутствие необходимой документации на катерах и гидроциклах — это не единственное правонарушение, с которым сталкиваются сотрудники «ГАИ на воде». Некоторые владельцы маломерных судов, желая показать свое лихачество, превышают предельно допустимую скорость движения по водоему — 5 километров в час. Кто-то вообще решает покататься на катере после выпитой бутылочки пива. А рядом, буквально в десятке метров от траектории их движения, как ни в чем не бывало купаются отдыхающие. Стоит только водителю судна слегка ослабить внимание — и беды не избежать. По сути дела, риск быть искалеченным есть у каждого воронежского любителя заплывать подальше от берега.
В прошлом году произошел один трагический случай: мужчина занимался подводной охотой и, когда поднимался на поверхность, не заметил приближающегося судна. Этим летом, к счастью, пока обходится без жертв, но расслабляться сотрудникам ГИМСа некогда.
— В купальный сезон мы инспектируем воронежские водоемы каждый выходной день и примерно через день в будни, — рассказал Алексей Оболонский, главный специалист отдела ГИМС. — Нарушителей не очень много, в основном это новички или владельцы гидроциклов. У них обычно не бывает номеров на борту, и в этом нет ничего удивительного: дешевле заплатить пару раз штраф в пятьсот рублей, чем каждый год отдавать по пятьдесят тысяч транспортного налога.
Действительно, так как маломерные суда имеют много лошадиных сил, на них распространяется самая высокая налоговая ставка. Поэтому большинство воронежских счастливцев — владельцев водного транспорта назвать добросовестными налого-плательщиками ну никак нельзя.
— Прикиньте сами, — рассказывает нам владелец гидроцикла Геннадий, — мне за своего «коня» пришлось бы выложить почти сто пятьдесят тысяч целковых в год! Зачем мне это надо? Я правил стараюсь не нарушать, на воде не лихачу, как некоторые мои знакомые. Вот и получается, что заплатить штраф, пусть даже несколько раз за сезон, проще. И это вам кто угодно скажет.
Вероятно, пока система штрафов не станет более жесткой, владельцы маломерных судов так и будут уклоняться от транспортного налога.
Операция «Пляж»
По словам Алексея Оболонского, самые распространенные нарушения со стороны владельцев маломерных судов — это отсутствие необходимых документов на транспорт, аптечек, спасательных жилетов, а также превышение скорости в местах купания людей. Часто люди элементарно не соблюдают правила эксплуатации судов. Например, рассказывает специалист отдела ГИМС, на одном из последних рейдов по акватории водохранилища попался катер, которым управлял мужчина. На носу судна сидел мальчишка лет двенадцати, вероятно, его сын. Несмотря на то что подросток был в спасательном жилете, инспекторы все равно остановили судно и оштрафовали его владельца. «Водные гаишники» объяснили ему: возить пассажиров на носу катера нельзя, а тем более если это касается детей. Одно неловкое движение — и человек может свалиться прямо под катер, водитель даже притормозить не успеет.
Для того чтобы свести количество неприятных инцидентов на водоемах к минимуму, 10 июня этого года воронежская ГИМС начала надзорно-профилактическую операцию «Пляж-2010». В ее рамках все лето и сентябрь будут проходить рейды спасательных служб: сотрудники инспекции станут вылавливать нарушителей правил поведения на воде, выявлять несанкционированные места массового отдыха людей и проводить среди населения разъяснительную работу в этом направлении. В центре повышенного внимания ГИМС, как всегда, — безопасность детей в оздоровительных лагерях и на пляжах.
Кстати, несанкционированные пляжи — это еще одна головная боль водной инспекции. По словам Алексея Оболонского, самым образцовым в Воронеже можно считать только пляж у санатория имени Горького — он оборудован урнами и скамейками, здесь есть общественные туалеты. Вот если бы все городские пляжи «подтянулись» и выглядели примерно так же, как «горьковский», тогда отдыхать и купаться горожанам стало бы намного безопаснее.
Пока же сотрудники ГИМС призывают воронежцев не терять бдительности на отдыхе, а в воде держаться подальше от любителей полихачить.
ФРС