Приветствую Вас Гость | RSS

Четверг, 21.11.2024, 23:50

Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Календарь рыбака
Календарь рыбака - прогнозы клёва, рыбацкие события, мероприятия, запреты и ограничения
Спасибо за клик
Категории новостей
Рыболовные приметы [2970]
Новости сайта [21]
Календарь рыболова [186]
Архив записей
Календарь
Опросы
Оцените сайт
Всего ответов: 31
Социальные сети
Друзья сайта
Клуб рыбаков Прихопёрья
Главная » 2009 » Август » 1 » 2 августа
2 августа
21:31
Пророк Илья. Ильин День. Громобой. Обжимки. Сухой и Мокрый. Морковник. Богатые Соты. Бараний Рог.

Последний летний праздник - Ильин день. В этот день не работали, а жены рыбацкие шли в церковь и отстояв службу, несли домой свечу, которая называлась "громовичная". Ее зажигали, когда за окнами бушевала сильная гроза. По поверьям - она оберегала дом от пожара и молнии. Боялись в рыбацких деревнях на Илью грозы. Так рыболовы не ели пойманную во время грозы рыбу, у которой красные глаза, так как в ней спрятаны черти, старались в грозу не прятаться в воде и под деревом, особенно под сосной с двумя верхушками, бегать по дорогам и межам, громко разговаривать, кричать и петь. На Илью от грозы где-нибудь да что-нибудь загорится. Если в этот день случится пожар - то тушить его надо было только молоком. "Придет Илья, принесет гнилья (дождей)". Правда старики говорили и так: Если вы в этот день были на рыбалке, и пошел дождь - к большому успеху и благосостоянию. Также рыбаки обязательно купались в Ильин день между заутреней и обедней, желая очиститься от совершенного греха. Илья лето заканчивал. Дни становились короче, а ночи длиннее и холоднее. Недаром старые удильщики при встрече с друзьями, чинно поздоровавшись и осуждающе глядя на небо, говорили: "Петр и Павел на час день убавил, а Илья Пророк два уволок". Встречные рыбаки согласно кивали головой, били шапкой оземь, и с великой печалью в голосе отвечали: "На Илью до обеда лето, после обеда осень". Или еще строже: «Илья лето кончает». Все, мол, заканчивается благодатная летняя рыбалка. Однако почти сразу кто-то напоминал, что, тем не менее, начинается один из лучших периодов клева рыбы. Тут сразу все радостно заканчивали все разговоры и со всех ног бежали к заветному уловистому месту на реке. Именинники: Аарон, Авраамий (Авраам), Афанасий (Афанас, Опанас), Илья (Илия), Касьян (Кассиан), Леонтий (Леонт) и Савва как всегда на свой день могли похвастать самыми большими уловами и самыми крупными экземплярами пойманной рыбы. Почти повсеместно по всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные рыбацкие трапезы с закланием барана или быка (ранее - оленя), известные под названием "мольбы", "жертвы", "мирские складчины", "братчины", "быкобои". Обряд жертвоприношения нес вполне определенное магическое значение – принести большие уловы рыбы, обеспечить урожай, плодовитость скота, благополучие в семье. Закалывал жертвенное животное старейший или самый почтенный рыбак из всех собравшихся, а кость ильинского быка, по поверьям рыбаков, если носить ее при себе, утраивала их уловы. Всю пойманную сегодня рыбу складывали в общий котел и варили на всю ватагу уху. Для ильинской "мольбы" варилось пиво или сусло. Для его приготовления применяли солод из зерен ржи, собранных у жителей рыбацкой деревни. Питие общественного пива сопровождало трапезу с жертвенным мясом и ухой. Происходила трапеза на улице, угощались не только рыбаки, их гости, но и нищие, собиравшиеся со всех окрестных мест. В день праздника в рыбацкую деревню приносили из церкви икону Ильи-пророка, служили молебны (отсюда название "мольбы"). Организаторами Ильинской братчины, в отличие от многих других общественных праздников, были мужчины - они участвовали в приготовлениях к коллективному пиршеству, и им же принадлежала основная роль в его проведении. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами, песнями. Во время праздничных гуляний исполнялся обычай: выходили за околицу, нападали на первого встречного и бросали его в реку, и быстро вытаскивали его оттуда, как будто бы он был рыбой. Считалось что после этого, хороший клев в реке начнется. Пограничное положение Ильина дня между летом и осенью связывало с ним много народных наблюдений, поверий и примет. Около сотни различных примет можно найти про Ильин день. И это не случайно. Ведь история этого праздника уходит далеко в дохристианские времена. Есть версия, что Ильин день стал правопреемником культа языческого бога Перуна. Наблюдательные старые удильщики тщательно отмечали в рыбацких календарях сегодняшние изменения в погоде, чтобы знать, холодной ли будет зима, скоро ли придет осень, богатым ли будет урожай в следующем году, какой улов ждет рыбака и многое другое: "С Ильина дня начинаются утренники". "На Ильин день и камень прозябнет". "Если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель". "Какой сегодня день, такой и на Воздвижение (27 сентября) ". К Ильину дню приурочивались многие сельскохозяйственные приметы и рекомендации, относящиеся к созреванию к уборке хлебов и овощей, к предстоящему озимому посеву: "Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра, а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семенова дня". "К Ильину дню хоть кнутом прохлысни, да заборони /пар/". "До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под озимые)". "В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой". "Новая новинка на Ильин день - сеют на Ильинской поляне". "До 2 августа старались не есть все из нового урожая, а откладывать в закрома". "Ильин день – морковник". "До Ильина дня огурцы и горох собирать не разрешалось, а то пужалиха поймает – огурцы и горох отберет". Часто ко дню Ильи-пророка на столе появлялся хлеб нового урожая - "новая новина", поэтому об этом дне говорили: "Новая новина на Ильин день". "Петр с колоском, Илья с колобком". "После Ильина дня не советуют, есть земляники, иначе будешь дремать". "На Ильин день вода после обеда во всех водоемах становится холодной, и купаться после этого дня в реке не полагалось, можно утонуть или заболеть ". "Мол, Илья остудил воду. "И вода уже не радеет к тем, кто поперек Ильи прет". "С Ильина дня идет поворот на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго". "Заканчивается сенокос, начинается жатва". "Кто до Ильина дня соберет 100 копен сена, у того в сене будет собрано 12 пудов меду". "До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть, после Ильина дня - пуд навозу". "Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить". "Трава растет до Ильина дня. Смятая до этого дня, поднимается после Ильина дня - так смятою и остается". "Трава, поздно скошенная, с настоявшихся лугов - горчит". "Горьким зимою молоко от коровы возьмешь". "Пришли громовые дни, то держатель гроз Илья на божью земельку своротил". "Ильин день без гроз не стоит". "Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню"; "Гром беспрерывен - будет град". "Гром гремит громко и не резко - к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно - будет ясно". "Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год". "До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня - против". "До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет". "До Ильина-дня дождь - в закром, а после Ильина-дня - из закрома". "На Ильин день дождь - будет мало пожаров, вёдро - много". "Дождь, собранный в Ильин день считался целебным, он избавлял от очного призора и всякой вражей силы". "Ильинские грозы и дожди неблагоприятно влияли на цветение растений и приносили вред их плодам". "Лесные орехи от ильинских гроз червивеют и делаются черными и трухлявыми". "С этого дня комары перестают кусаться, слепни пропадают". "Если после Ильина дня убьешь одного комара, то их целое решето убудет". "Муха до Ильина дня кусается, а после - запасается". "До Ильи грачи по одиночке, а после Ильи большими стаями". "Первых заморозков ждут всегда именно после 2 августа". "С Ильина дня на деревьях лист желтеет". "Придет Петрок - отщипнет листок, придет Илья - отщипнет и два". "Ильинская соломка - деревенская перинка". "На Илью часто бывают так называемые "воробьиные ночи" с раскатами грома, молнией, озаряющей небо, с испуганными птицами, которые мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают". "В такие ночи ревет скот и мучается бессонницей человек". "С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются". "После Ильина дня в поле сива коня не увидишь - вот до чего темны ночи". "С Ильи работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна". "На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля". Покровительство Ильи-пророка распространялось и на охоту, а отчасти и на лесных зверей: "С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы): первый выезд на волков". Охотники верили в счастливую примету: "Если они затравят волка в Ильин день то весь год будет удачным; а кость ильинского быка, по поверьям охотников, утроит их добычу". Иногда всю ильинскую неделю называли "звериною", так как именно в это время медведь не давал покоя скоту". Запрет на работу в Ильин день, допускал исключение для одного занятия - подрезания первых сотов на пчельнике, перегонки пчел, подчищения ульев. Пчеловоды говорили: "На Илью-пророка улья заламывают"; "Богат как ильинский сот". К Ильину дню роение пчел завершалось, чужой рой, прилетевший в более позднее время считался ненадежным и прогонялся. "Ильинский рой не в корысть" (поздний). Имя самого Ильи-пророка проникло в "целительные" поверья и заговоры. К нему обращались рыбаки за исцелением от разных болезней: икоты, порчи, уроков, осуда, притки, прикоса, призору, очесу, щипоты и ломоты, сглазу, падучей, сибирской язвы. Чудодейственную силу при лечении болезней имели свечи, вытопленные из змеи, убитой в день Ильи-пророка; а от зубной боли помогала кора, снятая со старого дуба, считавшегося деревом громовержцев. Кроме того, Илья был защитником в бою, его имя упоминалось в заговоре от опасности в сражениях и в молитве-заговоре "от огненного бою и от сабель, и от копий, и от всякого ратного оружия, на войну идучи, и от всякого немеренного меча". Предания и поверья приписывают Илье-пророку происхождение не замерзающих зимой родников и ручьев (так называемых "гремячих" или святых), произошедших от удара огненных ("громовых") стрел пророка о камень. Над такими святыми источниками ставились кресты и часовни с иконами св. Ильи и Божьей Матери, к ним совершались крестные ходы, а вода в них считалась целебной. Кроме того, во время засухи ходили к почитаемым источникам, опускали в родник икону или ставили на ворота чаши с овсом и рожью (одна из жертв Илье) и молили пророка о дожде.

Давно замечено, что чем хуже рыбалка начинается, тем лучше финал. В конце концов, хорошая рыба и эмоции от вываживания оправдывают все тяготы, неудобства и невзгоды.

По лунному календарю 11/12 л.д. – Мирная рыба: слабый клев. Хищная рыба: хороший клев.
По погодным данным – Мирная рыба: нет клева. Хищная рыба: хороший клев.
Оценка клёва мирной рыбы по 8 бальной шкале – 4,5 баллов.

Категория: Рыболовные приметы | Просмотров: 1735 | Добавил: Loverangler | Рейтинг: 5.0/5 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Rambler's Top100