Пророк Илья. Ильин День. Громобой. Обжимки. Сухой и Мокрый. Морковник. Богатые Соты. Бараний Рог.
Последний летний праздник - Ильин день. В этот день не работали, а жены рыбацкие шли в церковь и отстояв службу, несли домой свечу, которая называлась "громовичная". Ее зажигали, когда за окнами бушевала сильная гроза. По поверьям - она оберегала дом от пожара и молнии. Боялись в рыбацких деревнях на Илью грозы. Так рыболовы не ели пойманную во время грозы рыбу, у которой красные глаза, так как в ней спрятаны черти, старались в грозу не прятаться в воде и под деревом, особенно под сосной с двумя верхушками, бегать по дорогам и межам, громко разговаривать, кричать и петь. На Илью от грозы где-нибудь да что-нибудь загорится. Если в этот день случится пожар - то тушить его надо было только молоком. "Придет Илья, принесет гнилья (дождей)". Правда старики говорили и так: Если вы в этот день были на рыбалке, и пошел дождь - к большому успеху и благосостоянию. Также рыбаки обязательно купались в Ильин день между заутреней и обедней, желая очиститься от совершенного греха. Илья лето заканчивал. Дни становились короче, а ночи длиннее и холоднее. Недаром старые удильщики при встрече с друзьями, чинно поздоровавшись и осуждающе глядя на небо, говорили: "Петр и Павел на час день убавил, а Илья Пророк два уволок". Встречные рыбаки согласно кивали головой, били шапкой оземь, и с великой печалью в голосе отвечали: "На Илью до обеда лето, после обеда осень". Или еще строже: «Илья лето кончает». Все, мол, заканчивается благодатная летняя рыбалка. Однако почти сразу кто-то напоминал, что, тем не менее, начинается один из лучших периодов клева рыбы. Тут сразу все радостно заканчивали все разговоры и со всех ног бежали к заветному уловистому месту на реке. Именинники: Аарон, Авраамий (Авраам), Афанасий (Афанас, Опанас), Илья (Илия), Касьян (Кассиан), Леонтий (Леонт) и Савва как всегда на свой день могли похвастать самыми большими уловами и самыми крупными экземплярами пойманной рыбы. Почти повсеместно по всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные рыбацкие трапезы с закланием барана или быка (ранее - оленя), известные под названием "мольбы", "жертвы", "мирские складчины", "братчины", "быкобои". Обряд жертвоприношения нес вполне определенное магическое значение – принести большие уловы рыбы, обеспечить урожай, плодовитость скота, благополучие в семье. Закалывал жертвенное животное старейший или самый почтенный рыбак из всех собравшихся, а кость ильинского быка, по поверьям рыбаков, если носить ее при себе, утраивала их уловы. Всю пойманную сегодня рыбу складывали в общий котел и варили на всю ватагу уху. Для ильинской "мольбы" варилось пиво или сусло. Для его приготовления применяли солод из зерен ржи, собранных у жителей рыбацкой деревни. Питие общественного пива сопровождало трапезу с жертвенным мясом и ухой. Происходила трапеза на улице, угощались не только рыбаки, их гости, но и нищие, собиравшиеся со всех окрестных мест. В день праздника в рыбацкую деревню приносили из церкви икону Ильи-пророка, служили молебны (отсюда название "мольбы"). Организаторами Ильинской братчины, в отличие от многих других общественных праздников, были мужчины - они участвовали в приготовлениях к коллективному пиршеству, и им же принадлежала основная роль в его проведении. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами, песнями. Во время праздничных гуляний исполнялся обычай: выходили за околицу, нападали на первого встречного и бросали его в реку, и быстро вытаскивали его оттуда, как будто бы он был рыбой. Считалось что после этого, хороший клев в реке начнется. Пограничное положение Ильина дня между летом и осенью связывало с ним много народных наблюдений, поверий и примет. Около сотни различных примет можно найти про Ильин день. И это не случайно. Ведь история этого праздника уходит далеко в дохристианские времена. Есть версия, что Ильин день стал правопреемником культа языческого бога Перуна. Наблюдательные старые удильщики тщательно отмечали в рыбацких календарях сегодняшние изменения в погоде, чтобы знать, холодной ли будет зима, скоро ли придет осень, богатым ли будет урожай в следующем году, какой улов ждет рыбака и многое другое: "С Ильина дня начинаются утренники". "На Ильин день и камень прозябнет". "Если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель". "Какой сегодня день, такой и на Воздвижение (27 сентября) ". К Ильину дню приурочивались многие сельскохозяйственные приметы и рекомендации, относящиеся к созреванию к уборке хлебов и овощей, к предстоящему озимому посеву: "Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра, а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семенова дня". "К Ильину дню хоть кнутом прохлысни, да заборони /пар/". "До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под оз
...
Читать дальше »