Иоанн Креститель. Перезимье. Зимний мясоед. Свадебник. Бражник.
Перезимье о весне весть подает. "Трещи, мороз не трещи - минули Водохрещи: дуй, вьюга, не дуй - к Великодню пошло". Именно с этого дня, в который, как говорится, Иоанн Креститель праздники увел, начинались рыбацкие будни. Поэтому уже с раннего утра на льду реки за своим любимым делом можно было увидеть много рыбаков. Именинники: Афанасий (Апанас, Опанас), Иван (Иоанн) с рыбалки в этот день всегда возвращались с большими уловами и непременно крупного размера. Старые удильщики не забывали наблюдать за природой и заносить приметы в свои берестяные грамоты: "Если погода стоит ясная - к засушливому лету, если пасмурная и снежная - к обильному урожаю, хорошим уловам рыбы". "Если лед на реке во время рыбалки сильно трещит - к продолжительному морозу, а если на его поверхности выступает вода - к оттепели". ¬"Коли в этот день над водой туман, то и хлеба будет много". "Самовар гудит сильно - к морозу". ¬"Дрова шипят и плохо загораются - к теплу". "Перезимье о весне весть подае"т. В устных народных календарях этот день называли еще: "Иван бражник", "пропой", "княжой стол", "званый обед"...– рыбаки запивали зло, чтоб слез не было, и приговаривали: "Всяко, пива поднесут, если винцом не оскоромимся! Бражник, небось, на дворе! " Везде "бражник" себя оправдывал. "Буйные головушки опохмел держат" - в святки, чай, вволю пилось. Среди настоящих рыбаков пьянство осуждалось: "Хмель шумит - ум молчит". "Елка (кабак) лучше метлы дом подметает". "Празднуй раз в месяц – будешь веселым, запразднуешь каждый день – будешь голым".
Начало зимнего мясоеда - Свадебник. "Крест на воду - жених на гору": на зимний мясоед падало большинство свадеб в семьях потомственных рыбаков. Мясоед – это не праздничный день, а начало длительного периода определенного образа жизни рыбака-православного христианина. Однако и в дни мясоеда не отменяются постные еженедельные дни в среду и пятницу. В народе так и говорилось: "Мясное – в мясоед, а постному – свой черед". Но бывают исключения: "Бог даст совет, так и в пост мясоед". Мясоед был порой свадеб, а в дни свадьбы, как известно, постные дни не соблюдались. До масленицы засылаются сваты и играются свадьбы. Над воротами березка, на ней лента с большим крючком, а через улицу на избе – елочка, рыбками украшена. От крыльца к крыльцу толпятся тулупы, шубки, цветастые шали, сарафаны. Проезд загораживают сани с козырями, розвальни. Все дело в том, что березка - символ невесты, елочка – жениха, знать в рыбацкой семье – свадьбу играют. И в эти хлопотные и разгульные дни о мясоеде не забывали, он придавал всему обряду сватанья и свадьбе особое значение: "Для щей люди женятся, а для мяса замуж идут". "Щи" в иносказании – способность, умение построить молодую семью, а "мясо в щах" означало семейный достаток. О русской свадьбе много написано. Это многодневный, живописный и увлекательный спектакль, в котором нередко участвовало все село.
Если дует сильный восточный ветер - рыба клевать не хочет.
По лунному календарю 5/6л.д. – Мирная рыба: слабый клев. Хищная рыба: слабый клев.
По погодным данным – Мирная рыба: нет клева. Хищная рыба: хороший клев.
Оценка клёва мирной рыбы по 8 бальной шкале – 8 баллов.
Вероятные периоды активности клева: 03:27 – 05:27 и 16:01 – 18:01 (лучшее время)
Периоды слабого клева: 09:35 -11:35 и 22:28 – 00:28