День Козьмы и Демиана. Кузьмы и Демьяны. День Кузьмы. Кузьминки. Осенние Кузминки. Батюшка Козьмодемьян. Кузьма-Демьян и Ульяна. День Демьяна и Кузьмы Рукоремесленников. Кузьма-Демьян Рукомесленники. Кузьма-Демьян Зимний. Кузьма-Демьян - Отверди Воды. Кузьма и Демьян Курятники. Курячий Праздник. Курица-именинница. Куриные Именины. Курячьи Именины. Курьи Именины. Курятник. Куриная Смерть. Кочеты. Праздник Ремесленников и Курятников. Праздник Кузнецов. Кузнецы. Девичий Праздник. Девичий День. Праздник Девичества. Кузьминки - Осени Поминки. Первый Зимний Праздник. Проводы Осени. Вторая Встреча Зимы. Первые Морозы. Кузьминки - Встреча Зимы. По старым рыбацким календарям осени отводится время от второго Спаса (19 августа) до Кузьминок. "Кузьминки - об осени поминки". Старые удильщики про этот день говорили так: "Зимние Кузьмы-Демьяны придут и студёный да листогнойный ноябрь на честную Русь приведут". Кузьминки - встреча зимы. "Кузьмы-Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье". Обычно в этот день бывают умеренные морозы. Поэтому вставали сегодня пораньше удильщики, съедали с утра на голодный желудок круто сваренное яйцо от "челобитной курицы" (чтобы оградить тем самым себя от недомоганий) и бегом на реку за рыбой, если река еще не замерзла, что обычно в это время бывало крайне редко. Поэтому опытные старые удильщики на рыбалку с сегодняшнего дня предусмотрительно брали и зимние удильники и пешню. "Не заковать реку зиме без Кузьмы Демьяна". Ну а если "закуёт Кузьма Демьян, до весны красной не расковать". В день ледостава на малых речках и озерах мужики говорили: "Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет, на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются ". Неплохими уловами в этот день могли похвастать именинники: Агриппа, Андриан (Адриан, Андреян), Давид, Дасий, Демьян (Дамиан, Домиан), Денис (Дионис), Ерминингельд, Иван (Иоанн), Кесарь (Кесарий, Цезарь), Кузьма (Косма, Коэма), Прокопий (Прокоп, Прокофий), Савва, Савиниан, Фёдор (Феодор), Фома (Хома), Яков (Иаков) и рыбачки Кириена (Кирьяна, Кириана), Феодотия (Феодота, Федотья), Юлиана (Иулиания, Ульяна). Рыбаки твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнечными мастерами или просто «рукомесленниками». И за удачей в кузнечных делах (лошадь ли вели подковать, лемех ли несли оттянуть, крючок на рыбалку выковать) уповали на содействие Кузьмы – Демьяна. Да и в других ремеслах призывали в помощь святых братьев. Святые почитались покровителями также рукоделия, особенно женского, садились они за прядение шерсти, чтобы после связать из нее зимние вещи или наткать теплых тканей. Жены рыбацкие убежденно считали Кузьминки своим, бабьим праздником, а еще точнее, "Куриным днем".Так и говорили: "Кузьминки – курьи именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол". Также в эту дату было принято обмениваться курами, это был знак особого уважения. Таких "челобитных кур" нельзя было забивать, пока они сами не умирали. А яйца, которые они несли, считали лечебными. Кузьминки повсеместно считаются девичьим праздником, который длится три дня с Синичкиного дня (12 ноября). В девичьих посиделках и гуляньях принимали участие также и неженатые молодые рыболовы. Для общего стола они имели обыкновение воровать кур, что не считалось в эти дни за большой грех. К кражам такого рода в рыбацких селениях относились снисходительно, потому что они сулили им много кур на будущий год. Осенние Кузьминки были разгаром свадеб на Руси, и девушки задумывали на любовь с рыбаком, на то, чтобы святые "сравняли их - поздних - с ранними". Девушки заклинали в это утро о женихах, просили с крыльца: "Кузьма-Демьян, идите жить к нам!" Было у Кузьминок еще одно даже более важное значение. В этот день всем миром в селе устраивали проводы лета и встречу зимы. После службы в храме затевались общие "ссыпины" – в выделенный кем-то амбар все ссыпали по ведру, по два прошлых лет ячмень, оставшийся солод, иное зерно и начинали варить "мирское козьмодемьянское пиво" к ближайшему престольному празднику. А девушки вечером варили свою "ссыпную» кашу". Сельская молодежь была изобретательна на веселые затеи. Однако любая из них – "девичья" ли каша, "похороны мух", "семичные" ли крестины – всякая затея заканчивалась общим гуляньем либо на "посиделках", либо "на улице". И до позднего часа звенела балалайка, заливалась гармоника... Старые и опытные рыболовы-природознаи внимательно следили за всеми изменениями в погоде и природе, делали по ним прогнозы на следующие рыбалки и заносили все свои прогнозы и наблюдения в рыболовные численники: "Кузьма закуёт - Михайло раскуёт (21 ноября часто бывает оттепель), не убирай далеко летние снасти". "Холод на Кузьму-Демьяна - тепло на Михаила и хороший клев рыбы". "Если Кузьма-Демьян с мостом, то Никола
...
Читать дальше »