Иаков (Яков). Яков день. Яков Гужник. Братчина. Последние осенины. Ни чем не испугать настоящих рыбаков, поэтому, не смотря на непогоду, бегом бежали удильщики на водоемы. Первым делом в этот день доставали из заплечных мешков кусок вчерашнего Казанского пирога. разламывали его на мелкие кусочки и раскидывали по им одним известным уловистым местам. Рыбаки помнили, что река ответит большими уловами рыбы, когда ты о ней думаешь, когда не позабываешь и наведываешься к ней в пору, когда она готовится к зиме и взять с неё практически нечего. После этого ритуала забрасывали удочки и ждали поклевок. Как всегда хорошими уловами в этот день могли похвастаться только именинники: Игнатий (Игнат), Максим, Никифор (Микифор), Яков (Иаков), после рыбалки весь свой большой улов они приносили к общему столу. Доброжелательность и повседневная готовность «всем миром» прийти на помощь нуждающимся часто выражалась особого рода рыбацких праздниках, называемых «братчиной». Наиболее торжественная и многолюдная братчина устраивалась в день памяти апостола Иакова, брата Господня. Готовясь к этому дню, все рыболовы устраивали накануне «мирские ссыпины». Отовсюду несли какую-либо долю «пивного» или «хмельного» зерна (ячменя или жита) – в общий ларь. Рыбаки-пивовары «заводили» в чане или в больших кадушках «мирское пиво». И в «Яков день» угощались все рыбаки на площади у церкви или в чьем-либо дворе под просторным навесом. Пиво разносили особой посудой, «братиной»,– большой полуведерной деревянной либо медной кружкой «с развалом» и широким «носком». Хвала воздавалась удильщику, выпивавшему целую «братину» одним духом. Братчины были самым давним сельским обычаем. На «братчине» разбирались конфликты между рыбаками. На «братьщину», где все вершилось «по-свойски», «по Божьей воле», не допускались «чужие», не приглашенные рыбаки. «На Якова» вместе с тем отводили последние «осенины» – проводы осени. С Якова старые удильщики уже ждали зиму. По наблюдениям, «на Якова» второй снег падал. Если в этот день выпадал глубокий снег и потом не таял, а оставался, зима обещала быть мягкой, а лето урожайным. «Снега надует – хлеба прибудет»,– говорили старики. Наблюдательные рыбаки также примечали: «С первого снега сорок дней до зимы, со второго – сама зима». "Коли Яков крупицу (мелкий град, крупу снежную) пошлет, то с Матрены (22 ноября) зима станет на ноги". И можно рыбакам безбоязненно рубить проруби во льду. Если в этот день дождь - к обильному урожаю следующего года. В этот день рыболовы старались заготовить последние дрова в зиму. Считалось, что это обычай принесет в дом тепло. В этот день рыбаки-пчеловоды едят мед и играют в пчелиные игры, подражая жужжанию пчел. Чем больше меда съест хозяин в этот день, и чем громче он будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной и тем больше меда удастся собрать в будущем году. И при этом весело провожали в этот день осень с терпким пивом из нового урожая. Если муж пришел с рыбалки домой с цветами – значит, на базаре сегодня рыбу не продают. По лунному календарю 18/19 л.д. – Мирная рыба: слабый клев. Хищная рыба: хороший клев. По погодным данным – Мирная рыба: нет клева. Хищная рыба: хороший клев. Оценка клёва мирной рыбы по 8 бальной шкале – 6,5 баллов. Вероятные периоды активности клева: 01:51 – 03:51 и 14:19 – 16:19 Дополнительные периоды: 10:34 – 12:34 и 18:04 – 20:04 |