Приветствую Вас Гость | RSS

Четверг, 28.03.2024, 13:24

Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Календарь рыбака
Календарь рыбака - прогнозы клёва, рыбацкие события, мероприятия, запреты и ограничения
Спасибо за клик
Категории новостей
Рыболовные приметы [2970]
Новости сайта [21]
Календарь рыболова [186]
Архив записей
Календарь
Опросы
В какой компании Вы обычно рыбачите
Всего ответов: 99
Социальные сети
Друзья сайта
Клуб рыбаков Прихопёрья
Главная » 2009 » Сентябрь » 13 » 14 сентября
14 сентября
18:11
Семен Летопроводец. Симеон Столпник. Семеонов день. Семен-День. Семин День. Марфа Клюковница. Супрядки. Осенины. Оспожинки. Засидки. Марфино Лето. Начало Бабьего Лета. Лето На Проводе. Зажигание Нового Огня Года. Первая Встреча Осени.

Величие любого праздника определяется его значением. В рыболовном календаре выделялось немало праздничных или особо памятных дней, каждый из которых являл собою заметную веху в обычно размеренном течении рыбацкой жизни. Они как бы поворачивали ход рыбацкой жизни в ином направлении, сменяли одну цепь забот другой. И даже праздничные дни несли в себе "поворотную" функцию, выражая определенно сложившимися обрядом и игрищами начало новой череды рыболовных и житейских надобностей. Изредка, однако, выпадали в течение года и дни, в которых тесно сплетались хозяйственные заботы и праздничные забавы, объединенные общим назначением. Таким был, например, день памяти святого Симеона Столпника.
Поскольку по старому календарю день Симеона Столпника приходился на 1 сентября, то у рыболовов с ним было связано большое количество начинаний или завершений работ, сроков и т.д. Первая встреча осени. С этого дня по старому рыболовному календарю заканчивалась летняя рыбалка, начиналась осенняя. Этот день считается одним из самых важных дней для всех удильщиков. Собирались все рыбаки, от мала да велика на всеобщих съездах, где важным вопросом стоял дележ рыбацких речных и других угодий. Все рыболовы чинно голосовали мандатами за разные вопросы, и долго порой до нескольких часов, хлопали в ладоши очередному оратору. Тут же выводили на общий суд браконьеров, а затем при всем честном народе на центральной площади приводили к наказанию. Именинники: Аифал, Аммоний (Аммон, Аммун), Ангелий (Ангел, Ангель, Ангелис), Гермоген (Ермоген), Евод, Иисус, Мелетий (Мелантий), Симеон (Семен) и рыбачки Еванфия, Каллиста, Марфа (Марта) браконьерами никогда не были, а вот рыбаками слыли знатными. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом рыбацком доме принимались за основательную "приборку". А всякой нечисти "живой и мертвой" за лето накапливалось достаточно много, особенно одолевали неистребимые спутники рыбацкого двора – мухи и тараканы. Многие жены и ребятишки, освобожденные в это время от беспрестанной варки ухи и засолки рыбы, занимались любимым делом: ловили тараканов и мух при этом приговаривали: "Убьешь муху до Семена-дня, народится семь мух; убьешь после Семена-дня, умрет семь", для того, чтоб не водились в доме. Существовал и старый русский обряд - хоронили мух и тараканов (чтоб пропали). Вместе с тем этот обряд содержал в себе за внешне шутливой формой весьма серьезное назначение. После обеда девушки, старательно нарумяненные и разодетые в лучшие свои наряды, собирались артелью и, распределив роли, затевали мушиные похороны, загодя позаботившись о привлечении желанных зрителей – знакомых и незнакомых молодых рыбаков. Хоронили мух, приговаривая: "Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать". Разыгрывая потешную церемонию, девушки, в сущности, устраивали смотрины себе – каждая старалась выгодно выставиться со всех сторон, выказать все свои достоинства. Приближался Покров – пора свадеб, и каждая надеялась приглянуться кому-то из «зрителей», тоже принарядившихся к этому случаю. А молодые и холостые рыболовы, наблюдавшие "похороны мух", высматривали себе невест во всей их красе и привлекательности. На "поминках", которые справлялись сообща, с участием рыбаков, с гармоникой и всякой другой "музыкой", с песнями и плясками, определялись пары. А так как с Семенова дня обычно начинались "посиделки", симпатии закреплялись и часто переходили в брачные узы. Как только заканчивался съезд рыбаков, тут же начиналось всеобщее многочасовое застолье с брагой и медовухой, продолжавшееся часто до следующего утра, раньше этот день был очень знаменит на Руси, поскольку с середины XIV века до 1700 года Новый год начинался с 1 сентября (по старому стилю в Семенов день). Русская православная церковь в незыблемость традиций этот день (по старому стилю 1 сентября) поныне признает отсчетом Новолетий, то есть праздником Нового года. Рыбаки пели рыбацкие песни, поднимали тосты за самых удачливых рыболовов и чем больше рыбы поймал удильщик, тем больше ему наливали. После застолья устраивали пляски и водили хороводы. В хороводе нужно было пройти не меньше тысячи кругов, неся на себе последний улов, что составляло у знатных рыболовов несколько тонн рыбы. Жены рыболовов тоже в этот день праздновали начало настоящего (старого) бабьего лета (продолжается всего одну неделю с 14 по 21 сентября), собирались группами и обсуждали успехи своих мужей на рыболовном фронте и радовались, "если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым". Старые удильщики часто над ними посмеивались: "Хвалилися бабы да бабьим летом на Семёнов день, а того бабы не ведали, что сентябрь на дворе…" "Какие бабы – такое и лето", так как часто погода в эти дни не способствовала рыбалке.
Рыбаки-природознаи и за праздничным застольем не прекращали делать свои наблюдения за природными явлениями и по ним успевали дать прогнозы остальным рыбакам, какой можно ждать погоды на следующие дни рыбалок, граница молодого и старого бабьего лета несла прорицания: "С этого дня начинались первые холода". "Первые осенние заморозки ночью". Продолжается листопад: "Чем желтее крона, тем сильнее листопад".
"Если на Семёна ясная погода - вся осень ведренная, ненастный день - к сухой осени". "Если на Семена стоит теплая погода, то и вся осень и зима теплыми будут". "Если идет дождь, то и осень будет холодной и дождливой, а зима снежной". "Если Марфа грязна вышла, то осень должна быть дождливой". "На Семен-день дует из южного края - будет зима гнилая и теплая". "Если на Семен-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера"."Если после бабьего лета не опал кленовый лист и не улетели журавли - жди долгой осени". "На Семёна - последняя гроза". "Если гуси улетали на Семенов день, - жди ранней зимы". "Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым". "На первый день бабьего лета серо и пасмурно - осень будет продолжительной". "Если день грязным вышел, то осень дождливой будет". "Коли ясно - осень ведренна, прекрасна". "Бабье лето сухое - осень мокрая". "Бабье лето ненастно - осень сухая". "Если много тенетника (паутины), дикие гуси садятся, а скворцы не отлетают - осень протяжная и сухая"."Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме". "На Осенины много тенетника - осень долгая да ясная". "До обеда сей-паши, а после обеда от холода руками маши". Присловье это понималось по-разному: либо как намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем, либо как напоминание о завершении работ с землей. "На Семёна колосовые не убрали - считай, пропали". "На Семен-день семена выплывают долой из колосьев". "На Симеона Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы". "На Симеона черт меряет воробьев четвериками (убивая всех, сколько войдут в меру) ". Для этого якобы воробьи все собираются к нему, и потому в Семен-день их нигде нельзя увидеть. "Ужи выходят на берег и ходят по лугам на три версты". "На Семен день угорь утренней зарей выходит из воды и прогуливается лугом на три версты по росе". Эта рыба будто тогда смывает с себя все болезни. Рыбаки считали угря "непозволенным яством". Одна только крайность заставляла удильщика покуситься на эту рыбу, но и то с условием: обойди наперед семь городов, и если не сыщешь никакой еды, тог да можно есть угря, не касаясь головы и хвоста. Рыболовы считали угря водяным змеем, хитрым и злобным, за грехи лишенным способности жалить людей и зверей. Колдуны прибегают к его помощи, когда нужно знать о пропаже. Тогда они кладут угорь на горячие уголья и по прыжкам и движениям гадают, где скрыта пропажа.
Примечали также: "Хлеб молотят на гумне, да охотник - за зайцем по стерне". На Семена первый праздник псовых охотников, выезд в отъезжее поле на зайца-русака и лисицу, с гончими - в лес по чернотропу гонять беляка. У охотников было поверие, что "от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимой большие добычи".
Под Семен-день в рыбацких избах тушили "старый" огонь, кроме тепла лампадного, и "вытирали" с помощью двух дощечек "новый" огонь. Вытирали огонь то из дерева, то высекали из камня. Ждали заветной искры живой. "С Семёнова дня в поле огонь разгнетают (разводят) ". Этим огнем топили печи в избах и банях, на засидках и посиделках зажигали свечи и лучину.
Семёнов день считался счастливым, поэтому советуют справлять рыбакам новоселье: "Семёнов день - счастливое новоселье". Также с этого дня на Руси принято было начинать играть свадьбы. "С Семена до Гурия ( 28 ноября) правили свадьбы". "Тот, кто наметил в этот день свадьбу, проживут долго и счастливо в согласии до старости". В старину на Семен день в рыбацких поселениях совершался, например, обряд перехода от младенчества к отрочеству (по четвертому году), бывали постриги и сажание на коня молодых рыбачков. Простой народ совершал постриги на Семен день. Для этого созывали родных, приглашали кума с кумой. После молебствия отец подавал куму ножницы, а кум выстригает у крестника "гуменцо". Выстриженные волосы кума передавали матери. Волосы зашивали в ладанку. Кум и кума выводили своего крестника на двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала для них ковер. Здесь кум, на ковре, передавал своего крестника отцу с ласковым словом, а отец, принимая своего сына с поклонами, сажал на коня. После сего кум водил коня по двору за узду, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму; кум отдавал его из полы своей куме с поклонами; кума с ласковым словом вручала его матери. Наконец, отец с матерью одаривали кума с кумой, а они крестника. За обедом, на голове крестника, разламывали кум с кумой именинный пирог, с пожеланием всякого богатства и счастия. Первенца постригали кум с кумой, а всех других сыновей - отец с матерью. Выстриженное гуменцо сохранялось до самой смерти.

Если бросаешь спиннинг с правой руки, и не клюет - надо бросать с левой

По лунному календарю 25 л.д. – Мирная рыба: слабый клев. Хищная рыба: хороший клев.
Оценка клёва мирной рыбы по 8 бальной шкале – 6 баллов.

Категория: Рыболовные приметы | Просмотров: 939 | Добавил: Loverangler | Теги: Рыболовные приметы | Рейтинг: 5.0/5 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Rambler's Top100