Семен Летопроводец. Симеон Столпник. Семеонов день. Семен-День. Семин День. Марфа Клюковница. Супрядки. Осенины. Оспожинки. Засидки. Марфино Лето. Начало Бабьего Лета. Лето На Проводе. Зажигание Нового Огня Года. Первая Встреча Осени.
Величие любого праздника определяется его значением. В рыболовном календаре выделялось немало праздничных или особо памятных дней, каждый из которых являл собою заметную веху в обычно размеренном течении рыбацкой жизни. Они как бы поворачивали ход рыбацкой жизни в ином направлении, сменяли одну цепь забот другой. И даже праздничные дни несли в себе "поворотную" функцию, выражая определенно сложившимися обрядом и игрищами начало новой череды рыболовных и житейских надобностей. Изредка, однако, выпадали в течение года и дни, в которых тесно сплетались хозяйственные заботы и праздничные забавы, объединенные общим назначением. Таким был, например, день памяти святого Симеона Столпника.
Поскольку по старому календарю день Симеона Столпника приходился на 1 сентября, то у рыболовов с ним было связано большое количество начинаний или завершений работ, сроков и т.д. Первая встреча осени. С этого дня по старому рыболовному календарю заканчивалась летняя рыбалка, начиналась осенняя. Этот день считается одним из самых важных дней для всех удильщиков. Собирались все рыбаки, от мала да велика на всеобщих съездах, где важным вопросом стоял дележ рыбацких речных и других угодий. Все рыболовы чинно голосовали мандатами за разные вопросы, и долго порой до нескольких часов, хлопали в ладоши очередному оратору. Тут же выводили на общий суд браконьеров, а затем при всем честном народе на центральной площади приводили к наказанию. Именинники: Аифал, Аммоний (Аммон, Аммун), Ангелий (Ангел, Ангель, Ангелис), Гермоген (Ермоген), Евод, Иисус, Мелетий (Мелантий), Симеон (Семен) и рыбачки Еванфия, Каллиста, Марфа (Марта) браконьерами никогда не были, а вот рыбаками слыли знатными. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом рыбацком доме принимались за основательную "приборку". А всякой нечисти "живой и мертвой" за лето накапливалось достаточно много, особенно одолевали неистребимые спутники рыбацкого двора – мухи и тараканы. Многие жены и ребятишки, освобожденные в это время от беспрестанной варки ухи и засолки рыбы, занимались любимым делом: ловили тараканов и мух при этом приговаривали: "Убьешь муху до Семена-дня, народится семь мух; убьешь после Семена-дня, умрет семь", для того, чтоб не водились в доме. Существовал и старый русский обряд - хоронили мух и тараканов (чтоб пропали). Вместе с тем этот обряд содержал в себе за внешне шутливой формой весьма серьезное назначение. После обеда девушки, старательно нарумяненные и разодетые в лучшие свои наряды, собирались артелью и, распределив роли, затевали мушиные похороны, загодя позаботившись о привлечении желанных зрителей – знакомых и незнакомых молодых рыбаков. Хоронили мух, приговаривая: "Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать". Разыгрывая потешную церемонию, девушки, в сущности, устраивали смотрины себе – каждая старалась выгодно выставиться со всех сторон, выказать все свои достоинства. Приближался Покров – пора свадеб, и каждая надеялась приглянуться кому-то из «зрителей», тоже принарядившихся к этому случаю. А молодые и холостые рыболовы, наблюдавшие "похороны мух", высматривали себе невест во всей их красе и привлекательности. На "поминках", которые справлялись сообща, с участием рыбаков, с гармоникой и всякой другой "музыкой", с песнями и плясками, определялись пары. А так как с Семенова дня обычно начинались "посиделки", симпатии закреплялись и часто переходили в брачные узы. Как только заканчивался съезд рыбаков, тут же начиналось всеобщее многочасовое застолье с брагой и медовухой, продолжавшееся часто до следующего утра, раньше этот день был очень знаменит на Руси, поскольку с середины XIV века до 1700 года Новый год начинался с 1 сентября (по старому стилю в Семенов день). Русская православная церковь в незыблемость традиций этот день (по старому стилю 1 сентября) поныне признает отсчетом Новолетий, то есть праздником Нового года. Рыбаки пели рыбацкие песни, поднимали тосты за самых удачливых рыболовов и чем больше рыбы поймал удильщик, тем больше ему наливали. После застолья устраивали пляски и водили хороводы. В хороводе нужно было пройти не меньше тысячи кругов, неся на себе последний улов, что составляло у знатных рыболовов несколько тонн рыбы. Жены рыболовов тоже в этот день праздновали начало настоящего (старого) бабьего лета (продолжается всего одну неделю с 14 по 21 сентября), собирались группами и обсуждали успехи своих мужей на рыболовном фронте и радовались, "если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым". Старые удильщики часто над ними посмеивались: "Хвалилися бабы да бабьим летом на Семёнов день, а того бабы не ведали, ч
...
Читать дальше »