Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвиженье. Здвиженье. Третья Встреча Осени. Третьи Осенины. Первые Зазимки. Сдвижение. Осенины. Ставровдень. "Воздвижение лето замыкает, ключи сизая галочка с собою за море уносит, осень навстречу зиме двигает". В рыбацких календарях - третьи осенины. Этим днем заканчивалось "бабье лето" и приходила настоящая осень. Дни об эту пору выпадали обычно тихие, солнечные. В воздухе летели длинные нити паутины – знамения уходящего "бабьего лета". Как и 25 сентября, в это день знающие рыбаки на рыбалку не ходили, по народным приметам в этот день леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать, все звери и насекомые ложатся на зиму, змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни прячутся, в спячку впадают, а медведь залегает в берлогу, и тревожить его при этом важном занятии вряд ли кто решался. Рыбы, скатившись на зимовальные ямы, старались застолбить себе место для зимовки. Да и день этот был постным: пища без мяса, молока и рыбы, только овощи с растительным маслом. Если кто и выходил на рыбалку и что-то в этот день ухитрялись поймать, то это только удильщики по имени: Иоанн (Иван). На Воздвижение первая барыня - капуста. Она была, до того как распространился картофель, вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой рыбацкой семье. Отложив на время рыболовные снасти, мужики помогали бабам делать одну из самых важных осенних работ - рубку и заготовку капусты на зиму, при этом непременно приговаривали: "У доброго рыбака на Воздвиженьев день и пирог с капустой". В каждой рыбацкой семье старались запастись капустой "вдоволь" да "впрок". Капусту жены рыбацкие рубили артелями, поочередно: нынче в одном дворе, завтра – в другом. Работа затягивалась почти на две недели, до дня Сергия Радонежского. К Сергию и спешили управиться. Тем, кто к этому времени не успевал срубить капусту на грядках, а ею всегда занималась почти половина огорода, односельчане устраивали трехдневные "помочи". Воздвижение как бы обостряло и осеняло чувство добрососедского соучастия и сердечности, объединяло рыбаков к подвижничеству ради благополучия ближнего. Ни солдатка, ни многодетная вдова, ни бобыль – не оставались наедине со своей нуждой. В русской рыбацкой деревне было в году немало "святых" дней "мирской помочи". Жили люди вроде бы разрозненно, каждый ловил рыбу на своем месте, трудился на своем гумне, за плетнем своего двора. Но не было в русской рыбацкой общине равнодушных к нужде или беде соседа-рыбака. Рыбацкое сообщество в каждой деревне было живым, единым организмом, чутко отзывавшимся на боль любой своей частицы. В день Воздвижения наши предки непременно воздвигали часовни, кресты; соблюдали пост. В этот день рыбаки и члены их семей не ели ничего, что напоминало крестовину - яблоки, орехи, груши. На Воздвижение не начинали никаких важных и новых дел, считалось, что все начатое в этот день или закончится неудачей или будет бесполезным и безуспешным. А вечером девушки и молодые рыбачки, стряхнув усталость долгого трудового дня, сходились к любезной и радушной вдовушке или солдатке, одинокой владелице просторной горницы, Наступали капустянские вечерки, посиделки, на две недели рыбацкая молодежь устраивала вечерницы-капустники: ели пареную, вареную, вяленую и сырую капусту, угощались кочерыжками. Весело заливалась гармошка. Пели, плясали, перебрасывались шутками. И втихомолку в укромных местах начинали уединяться парами на часок-другой. Приближался Покров, пора свадеб. И любовь настойчиво стучалась в молодые сердца рыбаков и рыбачек. Жизнь шла своим, исстари размеренным чередом. Старые и опытные рыбаки присматривались к природным "порядкам" – предвестникам будущей погоды: "Высоко летят гуси - к высокому, большому половодью, низко - к малому, а от этого соответственно, сколько рыбы в реке будет на следующий год". "С этого дня птица в отлет пошла, а холода надвинулись". "Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы – стало быть, ожидалась вся осень сухой и теплой, но жди раннюю и морозную зиму". "Если в Здвиженье дует северный ветер - лето будет теплое". "С Воздвиженья начинались первые зазимки". "С Воздвижения замечалось быстрое наступление холодов". "С Воздвиженья медведь залегал в берлогу, а змеи впадали в спячку". "С Воздвиженья поимки сома становились весьма редкими". "Воздвиженье - последний воз с поля движется, на гумно торопится, а птица в отлёт пошла". "Сдвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает".
Если встретишь по дороге на рыбалку зайца – счастья на рыбалке не жди, раскодировать заклятие зайца на бесклевье может только один способ: звонок с работы, что надо срочно куда-то ехать, потому что важная встреча и т.д. – тут сразу начинает клевать как из пулемета
По лунному календарю 9/10 л.д. – Мирная рыба: слабый клев. Хищная рыба: слабый клев.
Оценка клёва мирной рыбы
...
Читать дальше »